ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение об организации работы куратора студенческой группы Белорусского государственного университета (далее - Положение) разработано в соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.09.2022 № 332 «О проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися», инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 22.11.2022 № 05-02-16/12011/дс «Об организации работы куратора учебной группы учреждения высшего образования» и определяет порядок организации, цели, задачи и направления работы куратора учебной группы Белорусского государственного университета (далее - куратор), его права и обязанности.
2. Куратор учебной группы Белорусского государственного университета назначается на одну учебную группу приказом ректора БГУ из числа штатных преподавателей, имеющих стаж работы в должности не менее одного года, на основании письменного предложения декана факультета (руководителя учреждения образования комплекса БГУ), согласованного с заведующим кафедрой, на период обучения студентов высшего учебного заведения (далее - студенты) с первого по третий курс.
3. В своей работе куратор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.09.2022 № 332 «О проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися», инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 22.11.2022 № 05-02-16/12011/дс «Об организации работы куратора учебной группы учреждения высшего образования», приказом Министерства образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 «Об утверждении Правил педагогических работников», Уставом БГУ, решениями совета БГУ, локальными правовыми актами БГУ, политикой и стандартами БГУ в области качества, настоящим Положением.
4. Куратор в своей работе взаимодействует с деканом факультета (руководителем учреждения образования комплекса БГУ), его заместителями, управлением по воспитательной работе с молодежью, Психологической службой БГУ, управлением по делам культуры, кафедрой физического воспитания и спорта БГУ, Спортивным клубом БГУ, Студенческим городком БГУ, другими педагогическими работниками, руководителями органов первичных молодежных общественных объединений и студенческого соуправления, а также родителями студентов.
5. Основными требованиями к работе куратора являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
6. Основными принципами работы куратора являются:
6.1. личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании студента, направленный на содействие социализации, саморазвития и самореализации личности студента;
6.2. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
6.3. воспитание нравственной, эстетической культуры;
6.4. обучение культуре в области охраны окружающей среды и природопользования;
6.5. развитие навыков здорового образа жизни;
6.6. прививание культуры семейных отношений.
7. Работа куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы в целом.
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА
8. Основными целями деятельности куратора являются:
8.1. создание условий, способствующих получению студентами качественного высшего образования, формированию у них социальнопрофессиональной компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач в сфере профессиональной и социальной деятельности, в том числе связанных с постоянным самообразованием;
8.2. содействие воспитанию интеллектуальной, духовной и физически развитой личности выпускника БГУ, готового к активному участию в экономической и социально-культурной жизни страны.
9. Основными задачами деятельности куратора являются:
9.1. оказание студентам психолого-педагогической помощи и поддержки в овладении профессией, повышении их образовательного и культурного уровней;
9.2. обеспечение адаптации студентов к социально-правовым условиям и нормам получения высшего образования, требованиям образовательного процесса университета и проживания в общежитии, изменяющимся условиям будущей профессиональной деятельности;
9.3. создание условий, способствующих развитию активной социальной позиции студентов, их гражданской ответственности, поддержке позитивных молодежных инициатив, формирование у студенческой молодежи здорового образа жизни.
10. Основными направлениями деятельности куратора являются:
10.1. формирование у студентов знаний основ государственной идеологии, привитие общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
10.2. развитие чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа;
10.3. создание условий для социализации и самореализации личности студента на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
10.4. содействие социальной адаптации студентов, создание благоприятного психологического климата, формирование сплоченного коллектива учебной группы; оказание помощи в усвоении и выполнении норм и Правил внутреннего распорядка для обучающихся в Белорусском государственном университете, прав и обязанностей студентов;
10.5. формирование у студентов ответственного отношения к учебе, трудолюбия, содействие их дальнейшей профессиональной деятельности;
10.6. создание условий, способствующих развитию активной жизненной позиции студентов, их гражданской ответственности, поддержке позитивных молодежных инициатив;
10.7. профилактика противоправного поведения, формирование правовой культуры студентов;
10.8. содействие организации культуры быта и досуга, вовлечение студентов в различные формы внеучебной деятельности;
10.9. содействие работе органов студенческого соуправления, организационным структурам общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», профсоюзной организации студентов;
10.10. формирование у студентов толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;
10.11. обеспечение овладения ценностями и навыками здорового образа жизни, охраны жизни и здоровья студентов; развитие и углубление культуры семейных ценностей, эстетической, экологической и экономической культуры личности.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
11. Куратор непосредственно подчиняется декану факультета (руководителю учреждения образования комплекса БГУ) и (или) его заместителю по воспитательной работе, отвечает за организацию, состояние и содержание идеологической и учебно-воспитательной работы в закрепленной за ним студенческой группе с учетом специфики образовательного процесса.
12. Проведение культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий и общественно полезная работа студентов организуется куратором во внеучебное время.
13. Работа куратора осуществляется с учетом Плана идеологической и воспитательной работы факультета (учреждения образования комплекса БГУ), Плана идеологической и воспитательной работы Белорусского государственного университета на учебный год и ежемесячных планов работы куратора.
14. Методы, формы и содержание работы куратора отражаются в журнале куратора. Журнал куратора сдается на проверку в управление по воспитательной работе с молодежью дважды в год после окончания учебного семестра: за первый семестр - до 15 марта, за второй - до 15 сентября. Электронный журнал проверяется дважды в год после окончания учебного семестра: за первый семестр - до 31 января, за второй - до 30 июня.
15. Куратор отчитывается перед деканом факультета (руководителем учреждения образования комплекса БГУ), его заместителем по воспитательной работе о проделанной работе не реже 1 раза в семестр. Форма отчетности определяется деканом факультета (руководителем учреждения образования комплекса БГУ).
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
16. Куратор имеет право:
16.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в группе с учетом возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций студентов;
16.2. вести педагогические наблюдения за студентами (в том числе и во время учебных занятий), изучать их социум и окружение, используя полученные при этом сведения исключительно в воспитательных целях;
16.3. вносить на рассмотрение совета факультета (учреждения образования комплекса БГУ), совета БГУ предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
16.4. вносить предложения по поощрению студентов, а также предложения по привлечению их к дисциплинарной ответственности за нарушение установленных Правил внутреннего распорядка для обучающихся в БГУ и Правил проживания в общежитиях для обучающихся в БГУ;
16.5. рекомендовать кандидатуры в органы студенческого соуправления;
16.6. получать организационную, методическую, техническую помощь со стороны структурных подразделений факультета (учреждения образования комплекса БГУ), университета по проблемам воспитания. Участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
16.7. получать материальное и моральное поощрение за свою работу, размер и порядок которых определяются ректором Белорусского государственного университета в установленном порядке (руководителем учреждения образования комплекса БГУ);
16.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе;
16.9. участвовать на всех уровнях в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности студентов группы.
17. Куратор обязан:
17.1. осуществлять перспективное и текущее планирование воспитания в учебной группе на основе преемственности, непрерывности и последовательности реализации содержания воспитания с учетом индивидуальных особенностей студентов;
17.2. определять содержание, формы и методы работы в соответствии с целями и задачами воспитания;
17.3. соблюдать системность и единство педагогических требований;
17.4. изучать и анализировать качество воспитания в учебной группе с целью совершенствования воспитательного процесса;
17.5. изучать индивидуально-личностные особенности и моральнопсихологические качества студентов, психологический климат учебной группы;
17.6. формировать в учебной группе систему воспитательной работы на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей студентов, специфики БГУ и социокультурной среды;
17.7. оказывать помощь студентам (в особенности первого курса) в адаптации к условиям обучения в БГУ и проживания в общежитиях БГУ;
17.8. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности студентов, укрепления учебной дисциплины, развития умений и навыков самостоятельной работы;
17.9. проводить информационные часы (еженедельно) продолжительностью не менее 60 минут, согласовывать их тематику и объемы с деканом факультета (руководителем учреждения образования комплекса БГУ). Использовать потенциал информационных часов для своевременного ознакомления студентов с социально-экономической, общественнополитической и культурной жизнью страны, региона, а также проводить информационные часы, посвященные памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам;
17.10. проводить кураторский час не реже одного раза в месяц, продолжительностью от 20 до 60 минут в зависимости от рассмотрения вопроса, на котором анализируется состояние воспитательной работы в учебной группе, рассматриваются вопросы поддержания дисциплины, соблюдения Правил внутреннего распорядка для обучающихся в Белорусском государственном университете, посещения студентами учебных занятий, результаты учебной деятельности, участие студентов в культурной и общественной жизни факультета (учреждения образования комплекса БГУ), университета;
17.11. информировать руководство факультета (учреждения образования комплекса БГУ), законных представителей несовершеннолетних об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусках учебных занятий по неуважительным причинам студентами;
17.12. способствовать созданию в учебной группе здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов;
17.13. проявлять заботу о моральной и социальной защите студентов, уважение их достоинства, чести и репутации;
17.14. изучать в порядке, предусмотренном законодательством, особенности семейного воспитания несовершеннолетних студентов, способствовать выявлению неблагоприятной для студентов обстановки в семьях;
17.15. проводить работу по профилактике противоправного поведения студентов, формированию правовой культуры, недопущению вовлечения студентов в организации деструктивного характера;
17.16. оказывать поддержку органам студенческого соуправления, организационным структурам общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», профсоюзной организации студентов;
17.17. содействовать вторичной занятости студентов, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности; привлекать студентов к участию в работе кружков, клубов, секций, студенческих отрядов;
17.18. обеспечивать конфиденциальность личной и служебной информации;
17.19. осуществлять обработку персональных данных в соответствии с законодательством и локальными правовыми актами;
17.20. принимать необходимые меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;
17.21. постоянно совершенствовать свой профессиональный и методический уровень.